Бенвенуто Челлини "Солонка Франциска"

Бенвенуто Челлини Солонка Франциска I 1543

Вена, Музей истории искусства

Крупнейший ювелир всех времен, Челлини был также отличным скульптором и блестящим писателем: его автобиография является живейшим свидетельством художника Позднего Возрождения. В Жизни Бенвенуто Челлини, флорентинца, написанной им самим рассказывается о его биографии и творческом пути в ключе приключенческого романа и, вероятно, повествование несколько перегружено авантюрными красками; знамениты страницы, относящиеся к разграблению Рима. Однако, если отбросить преувеличения, то, следуя за перемещениями и превратностями Фортуны в жизни художника, можно проследить за ходом развития итальянского искусства XVI века от пышного расцвета Высокого Ренессанса до появления международного маньеризма в момент выхода на арену крупных европейских государств на основании свидетельства мастера, и полстолетия спустя сохранившего гордое достоинство уроженца великогерцогской Флоренции. После первого периода работы в Риме, полностью посвященного ювелирному делу, Челлини начал свою блестящую карьеру, перебравшись к Франциску I в Фонтенбло (1549-1545), где помимо прочего выполнил знаменитую солонку из золота и эмали, присоединившись тем самым к создателям изысканного климата придворного маньеризма. Знаменитая и роскошная солонка действительно символизирует рафинированное искусство европейских дворов расцвета Ренессанса: виртуознейший шедевр ювелирного дела, сделанный рукой флорентийца при дворе Франциска I, был преподнесен двору Габсбургов в Австрии. Хотя ее и отличает внимание к деталям, тем не менее это плод монументальной концепции произведений искусства.