Золото скофов-стр.249

„Лесные дали" - картина-символ. При всей реальности живописи симфонический строй полотна, его эпическое звучание наталкивают зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубоватосизой дымке.

Но посмотрите внимательно на композицию холста...

Справа, слегка наклонясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна.

Рядом две каменные глыбы...

Невольно вспоминаешь об одиноком художнике и двух надгробиях...

Но это - лишь печальное вступление.

Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного бора.

В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали.

Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края.

Как „Вишневый сад" Чехова символизирует печальную поэзию уходящего помещичьего быта, так „Лесные дали" характеризуют и воспевают русское богатство, национальное здоровье, побеждающее все препоны, невзгоды и беды.

Трудно представить себе отечественную живопись без картин Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.

Не раз в истории мирового искусства мы оказываемся свидетелями того, как личные невзгоды, недуги заставляют больших художников объемнее, ярче видеть мир, полновеснее, звучнее говорить их палитру, точнее, четче делать удары кисти.

Таков парадокс.

Борьба с бедами, с причудами рока вызывает особо обостренное ощущение красоты жизни.