Золото скофов-стр.150

Вот потому-то смыкается большое искусство и естественное стремление миллионов людей ощутить и увидеть пейзаж моря в самой природе, на картине или хотя бы в репродукции.

Ради бога, не называйте это тяготение человеческой души к общности с природой „мещанством", „обывательством".

Этим, пожалуй, вы только обнаружите свое непонимание человеческой психологии, этической роли искусства.

Другое дело, что пейзажи и марины бывают хорошие и плохие.

Но маринистов уровня Тернера и Айвазовского за всю историю искусства было не больше десяти.

Думается, главное - не превращать естественное влечение современного человека к красоте, пейзажу, в осуждение зрителей за „пошлость" и „любовь к Салону".

Это просто неумно.

В заключение должен напомнить, что Александр Сергеевич Пушкин, которого трудно заподозрить в отсутствии вкуса, очень любил марины молодого Айвазовского.


НИКОЛАЙ ГЕ

Несчастье рано вошло в судьбу маленького Коли Ге. Он стал в три месяца сиротой. Всю жизнь благодарная память художника Ге будет сохранять образ доброй няни, заменившей ему мать.

Тридцатые годы прошлого века. Крепостное право... Через много лет уже известный живописец вспоминает картины детства:

„Присела на пол милая няня, мальчик обнял ее, увидел знакомые большие голубые глаза, целует их, плачет.

Стало жалко няне и себя и питомца.

„Ничего, ничего, я так".

„Нет, расскажи".

Няня быстро встает и показывает питомцу тело, все избитое, израненное".

Не раз приходилось мальчику защищать свою любимицу от истязаний управителя- наследника аракчеевщины, насаждавшего „палочное варварство".