Жан Фуке "Меленский диптих"

Жан Фуке Меленский диптих Около 1452 Левая створка:

Портрет Этьена Шевалье с его патроном Святым Стефаном Берлин, Картинная галерея

Правая створка: Мадонна с Младенцем Антверпен, Королевский музей изящных искусств

Один из шедевров Жана Фуке - диптих, выполненный для Этьена Шевалье, казначея короля Франции- В настоящее время он разделен между музеями Берлина и Антверпена. На левой створке заказчик, изображенный со своим покровителем Святым Стефаном, со сдержанной собранностью преклоняет колена. Физический объем его тела тонет в складках богатой красной одежды, выделяющейся на фоне мраморной галереи на заднем плане. На правой створке - необычный образ Мадонны Млекопитательницы на плотном компактном фоне, образованном красными и синими ангелами дня и ночи. Скульптурные формы Девы, ее грудь, изображенная в виде идеальной сферы, говорят о возможной связи Фуке со скульптурой. Лицо, освещенное чистым светом, кажется высеченным из слоновой кости. Интенсивный прямой свет подчеркивает чистоту форм н наполненность объемов, которые напоминают Пьеро делла Франческа. Изображение драгоценных камней трона и короны, описанных в мельчайших подробностях, также происходит от северной изобразительной культуры. Некоторые критики приписывают Мадонне идеализированные черты лица Аньес Сорель, фаворитки Карла VII, умершей в 1450 году. Шевалье был се душеприказчиком, и первоначально диптих предназначался для алтаря собора в Мелене именно в память покойной.