Михаэль Пахер "Алтарь четырех Отцов Церкви"

Михаэль Пахер

Алтарь четырех Отцов Церкви

Около 1483

Мюнхен, Старая пинакотека

Живописец или скульптор? «Итальянец» или «немец»? Представитель гуманизма или готики? Михаэль Пахер, одна из самых крупных и нетипичных фигур европейского искусства второй половины XV века, находит в этой игре альтернатив и противоречий собственное место «абсолютного» мастера. Мы не знаем дату рождения художника, который в 1459 году был уже самостоятельным мастером, жил в Брунеке (теперь Брунико, Италия) и был женат на Оттилии. Подобно многим другим художникам региона, Пахер сформировался в универсальной мастерской, в которой профессиональные секреты передавались от отца к сыну, и хотя документы чаще называют его «художником», он в равной степени был и живописцем, и резчиком по дереву. Серьезные повреждения скульптурной части многих из созданных им алтарей не мешают увидеть две души, две грани творчества Пахера: с одной стороны, нерспективизм и идеализм итальянского гуманизма, а с другой - привязанность к сказочному миру альпийских долин. Так, и живописи Пахера мы видим глубокие и гармоничные перспективы зданий, но архитектура еще содержит элементы готики с фантастическими стрельчатыми сводами, шпилями, пинаклями и балкончиками, а персонажи, имеющие идеальные анатомические пропорции, наделены ярко индивидуализированными чертами лица и интенсивной экспрессией, свойственной северному искусству. Композиции, столь же регулярные и монументальные, как и те, что созданы одновременно с ними во Флоренции, освещены бледным ровным светом и написаны эмалевыми цветами поздней европейской готики. Самое выдающееся и торжественное произведение Пахера - это великолепный Алтарь четырех Отцов Церкви для августинского аббатства в Новачелле. В нем Пахер предложил сенсационное новшество -скульптурные изображения и украшения центральной части алтаря заменены живописными, представляющими четыре гигантские фигуры Святых Григория Великого, Августина, Амвросия и Иеронима, каждый из которых расположен внутри иллюзорно выписанного готического балдахина за изящным пюпитром образованного прелата-гуманиста.