Ханс Хольбейн Младший "Портрет послов"

Ханс Хольбейн Младший

Портрет послов

1533

Лондой, Национальная галерея

Портрет, подписанный и датированный в нижней части холста - «Iohannes Holbein Pingebat 1533»,- высочайший шедевр Ханса Хольбейна Младшего и, в абсолютном выражении, - одно из самых зрелых и полных достижений на пути развития ренессансного портрета. В 1531 году художник немецкого происхождения перебрался в Лондон, где, не теряя контактов с немецким обществом и городом Базелем, быстро вошел в орбиту придворных заказов. Окончательный выбор в пользу переселения в Англию означал решительный поворот в творчестве Хольбейна, и, по контрасту, этот шаг свидетельствовал о трудностях художников немецкого региона в самый тяжелый момент протестантской Реформации. Тень исторической и личной ситуации падает и на этот двойной портрет послов.

Со времени первых работ в отцовской мастерской и в последующий этап путешествий и контактов с различными европейскими мастерами от Леонардо до Дюрера, от Грюневальда до Лоренцо Лотто стиль портретов Хольбейна находился в непрерывном развитии. Двойной портрет послов, написанный вскоре после решительного переезда в Лондон, служит как бы связующим звеном между двумя разными фазами творчества Хольбейна. На предыдущих портретах, частично связанных с опытом, полученным в Северной Италии, люди обычно изображены в трехчетвертном повороте, чувства выражаются положением рук и сложной игрой света и объемов. В последующих произведениях, вплоть до знакового портрета Генриха VIII, Хольбейн предпочитал абсолютно фронтальные позы, разворачивая изображение вдоль плоскости холста, так, что фигура занимает собой все живописное пространство.