Гауденцио Феррари "Капелла Голгофы"

Гауденцио Феррари Капелла Голгофы 1503

Варалло Сезия, Сакро Монте

Гауденцио - одна из самых интересных и новаторских фигур искусства Северной Италии XVI века. Далекий от маргинального смирения, Гауденцио был открыт для широкой образованности, вместившей знакомство с миланским искусством конца Кватроченто, мотивы, идущие от Дюрера и художников Дунайской школы, а также путешествие в Центральную Италию и Рим, которое он совершил, возможно, вместе с Брамаптино в 1508-1509 годах. О пребывании в Риме можно судить по раннему появлению реминисценций Перуджино и Рафаэля, по острому интересу к перспективе и присутствию изображений античной классики, происходящей из археологических находок. Начиная с 1517 года Гауденцио играл ведущую роль в работах на Сакро Монте ди Варалло, где уже работал в предыдущие годы как скульптор. Заложенный в 1493 году, Сакро Монте возвышается на вершине лесистого холма, господствующего над Варалло; на протяжении полутора столетий он служил образцом для серии аналогичных комплексов в Пьемонте и Ломбардии, где архитектура, живопись и скульптура сливаются с природным пейзажем в равновесии между народным «пафосом» и рафинированным экспрессивным поиском выражения. Вместо первоначального намерения точно воссоздать в «новом Иерусалиме» места Святой Земли, Гауденцио пришел к визуальному воссозданию разнообразных эпизодов Евангелия, придавая им эффектный театральный вид: паломники вовлекаются в Священную мистерию, дополняя действия участников «хором» присутствующих. Между 1520 и 1528 годами Гауденцио выполнил две капеллы - Путешествия волхвов и Голгофы, в которых совершенно новым образом движения и жесты фигур направляют взгляды посетителей по стенам капелл. Работа над капеллами в Сакро Монте переплеталась со взаимоотношениями с другими мастерами, работавшими в 1520-е годы в ломбардском регионе, такими как Порденоне в Кремоне, Романиио, писавшим фрески в районе Брешии, или Лотто в Бергамо и Трескоре.