Эль Греко "Погребение графа Оргаса"

Эль Греко

Погребение графа Оргаса 1586-1588

Толедо, церковь Сан Томе

Оставшееся в скромной церкви Сан Томе в Толедо, для которой и было написано, большое полотно изображает чудо, произошедшее в начале XIV века: в момент смерти благочестивого кавалера дона Гонсало Руиса, графа городка Оргас, появились Святые Стефан и Августин, которые лично руководили погребением этого дворянина. Присутствующие на траурной церемонии увидели, как небо разверзлось и па нем появился Христос во славе, окруженный святыми и ангелами. Прекрасно сохранившиеся исторические и архивные источники дают возможность документированно проследить последовательность фаз исполнения этой картины, начиная с заказа, восходящего к 1586 году, до последующих финансовых споров, возникших между живописцем и приходским священником по поводу оплаты. Эль Греко скрупулезно следует описанию чудесного эпизода, но результат оказывается поразительным. Художник, достигший полной профессиональной зрелости, совершенно необычным образом отразил здесь свою долгую эволюцию человека и художника. В разных частях картины можно видеть, как сменяют друг друга отсылки на мистицизм византийских икон, колорит Тициана, римские композиции Рафаэля и Микеланджело, волшебные эффекты света Тинторетто и Якопо Бас-сано, изломанные жесты маньеризма и, может быть, даже композиции Дюрера. И вместе с тем Погребение - это совершенно новое произведение, а не плод комбинации влияний других художников. Эль Греко распространяет по всей сцене трепещущее беспокойство, которое делает лихорадочным выражение лиц, неуверенными движения рук, влажными глаза, особенно в потрясающей портретной галерее - шеренге строго одетых в черное дворян. Внутри композиции, грандиозной и твердо построенной, Эль Греко господствует над живописной материей, подчиняя ее эффектам, никогда ранее не виданным; особо сильное впечатление производит переход от тщательной детальной отделки блестящих доспехов графа к эффекту почти неуловимой прозрачности небесных персонажей.