Джорджоне

Джорджоне

1505-1510

Венеция, Галерея Академии

Этот прославленный шедевр, воплотивший страстное преклонение перед магией природы, породил наибольшее число интерпретаций и гипотез- Согласно одному из прочтений картины (исходящему также из сопоставления ее с другими произведениями эпохи), здесь представлены Адам и Ева, изгнанные из Рая; молния, прорезающая небо, становится в этом контексте символом огненного меча ангела. Но уже в эпоху чинквеченто было неясно, какой именно сюжет представил художник; впервые упомянувший картину в 1530 году эрудит Маркантонио Микиэль, видевший ее в доме Габриэля Вендрамина, охарактеризовал ее просто как «маленький пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанный рукой Дзордзи да Кастельфранко». Однако за пределами любого иконографического истолкования останется главное - трепетное чувство природы, которая, пожалуй, впервые выступает тут главным героем изображения. В трактовке архитектуры в глубине композиции и зеленого покрова растительности Джорджоне отходит от первых своих опытов в сторону более теплой и смягченной красочной палитры. Детали деревьев тонко выписаны, игра света на них придает картине исключительную, волшебную красоту.