Донателло "Скульптура Алтаря Сант’Антонио"

Донателло

Скульптура Алтаря Сант’Антонио 1446-1453

Падуя, церковь Сант’Антонио

Донателло прославляет человека во всех его возможностях, будь то выявление пластики и тектоники его тела или передача движений души - от нежной созерцательности до высочайшего страдания. Активность мастера, умершего в восьмидесятилетием возрасте еще полным творческих сил, представляет явление эпохального масштаба в истории искусства.

Он блестяще выразил себя во многих формах скульптуры, от колоссального конного монумента до малых предметов из бронзы; он использовал самые различные материалы (мрамор, бронзу, терракоту, смешанные техники) и давал неисчерпаемое разнообразие пластических решений. В конце 1443 года Донателло уезжает в Падую, где проводит около десяти лет, работая над памятником Гаттамелате и фигурами для Алтаря Сант'Антонио. Опыт отливки из бронзы масштабной скульптуры, приобретенный им в Падуе, использован затем мастером во Флоренции в изготовлении группы Юдифь и Олоферн (ныне в Палаццо Веккьо) и полных трагизма рельефах кафедр для церкви Сан Лоренцо. В Венеции он начал работать над конным монументом Эрасмо ди Нарни, прозванном Гаттамелата, а в 1446 году приступил к исполнению главного алтаря для базилики Сан-то. Самые замечательные образцы скульптуры для алтаря - это рельефы, изображающие Чудеса Святого Антония, и большие бронзовые статуи, ныне венчающие всю структуру, а ранее располагавшиеся под монументальным балдахином, форма которого обязана влиянию Альберти.